Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда им для стоянки транспортного средства требуется защищенное от осадков и других неблагоприятных воздействий внешней среды место взамен или в дополнение к основному капитальному гаражу. Выручить может навес для автомобиля из поликарбоната, представляющий собой конструкцию из вертикальных опор, крыши и стояночной площадки. Устанавливается, как правило, во дворе частного домовладения – загородного коттеджа или дачи.
У подобного рода навесов имеются свои преимущества перед гаражом:
- удобны при малых размерах участка;
- дешевле обходятся;
- быстро возводятся;
- разборные навесы при необходимости легко демонтировать;
- пропускают солнечный свет, поэтому под ними светло.
Что нужно учесть перед началом работ
Перед тем как сделать навес для авто, следует определиться со следующими параметрами:
- Место размещения. Зависит от предпочтений владельца, но в большинстве случаев это площадка сразу за въездными воротами во двор и перед въездом в гараж при его наличии. Часто навес для автомобиля одновременно служит как козырек при выходе из дома.
- Функциональные задачи. Размер навеса может быть рассчитан не на один, а на два или даже три автомобиля либо сделан с учетом дополнительной зоны, в которой будут располагаться стол и стулья для совместного отдыха.
- Опорные точки. Навес может иметь вертикальные опоры с нескольких сторон или только с одной (консольный тип). Кроме того, опорами могут служить прилегающие постройки.
- Способ установки опор. Опорные столбы крепятся к основанию болтами или устанавливаются в пробуренные в земле скважины и бетонируются. Болты лучше и удобнее, так как можно сначала установить опоры приблизительно, а после монтажа поликарбоната скорректировать и окончательно зафиксировать их положение.
- Форма навеса. Варианты могут быть самые разные. Двухскатный и арочный навес хорошо смотрятся на отдельно стоящей постройке, а односкатная форма подойдет для примыкающей к дому конструкции. Для изготовления каркаса в виде арки потребуется трубогиб или помощь специалиста, но зато такой навес обладает дополнительной жесткостью и самого каркаса, и поликарбоната. Обычно поликарбонатом покрывают только крышу, но иногда и стены, и тогда навес приобретает футуристический вид капсулы или купола, закрытых со всех сторон, кроме въезда.
- Материал каркаса. Можно использовать дерево, однако менее громоздка и более надежна и долговечна металлическая труба круглого или прямоугольного сечения. Опорные колонны иногда целиком или частично складывают из кирпича или камня.
- Дизайн каркаса. Внешний вид ферм может быть как очень простым, так и с различными дизайнерскими изысками. Особенно изящно смотрятся ажурные кованые изделия, но цена их высока.
- Способ соединения элементов каркаса. Главным образом это касается конструкций из металла. Возможны два варианта – сварной либо разборный на болтах. Недостатки сварного способа: необходимо дополнительное оборудование либо помощь сварщика, от квалификации которого зависит надежность сварных швов; нельзя изменить конфигурацию или разобрать при переносе на другое место.
- Тип поликарбоната. Цвет, светопроницаемость (прозрачный или матовый), сотовый или монолитный, минимальный радиус изгиба (для арок), толщина (как правило, не менее 10 мм).
- Кто будет изготавливать каркас. Изготовление можно выполнить своими руками, а также частично или полностью заказать производство конструкций в специализированной компании. В продаже встречаются и уже готовые комплекты для сборки навесов.
Разметка участка и подготовка площадки
При разметке следует учитывать габариты автомобиля, радиус открывания дверей и ворот и прочие условия, влияющие на точное расположение навеса.
Чтобы площадка под навесом в сырую погоду не превращалась в грязное месиво, надо сделать какое-нибудь покрытие. Самый дешевый и легкий путь – засыпать стоянку гравием. Если возможности позволяют, то можно подойти к делу более основательно – забетонировать и вымостить тротуарной плиткой или брусчаткой, асфальтом, клинкером, булыжником и другими подходящими материалами. Предварительно устанавливают вертикальные опоры, если принято решение об их монтаже путем бетонирования.
Размер площадки должен немного превышать размеры навеса. Для отвода воды предусмотреть уклон и сток, в отдельных случаях устроить дренаж.
Установка каркаса
Выставление вертикальных опор по уровню и крепление к основанию – один из наиболее ответственных моментов в монтаже всей конструкции, поскольку при неправильной установке существует большая вероятность, что навес не выдержит будущих нагрузок или сильных порывов ветра и завалится. Если конструкция имеет прямоугольную форму, сверить размер диагоналей, большое отклонение недопустимо.
После установки вертикальных опор выполняется их обвязка по периметру сверху горизонтальными профилями – ригелями. На ригелях монтируется обрешетка из продольных и поперечных опор – стропил и прогонов.
Стропила арочной формы должны иметь одинаковый изгиб, так как от этого зависит ровность крыши. Обычно это две дуги, сваренные между собой лучами, а при большой ширине дополнительными раскосами для жесткости.
Металлический каркас окрашивается антикоррозийной краской нужного цвета в два слоя, окалину от сварки предварительно очистить. Болты желательно использовать оцинкованные и смазывать их перед сборкой. Каркас из древесины обрабатывается средствами против гниения.
Надежность навеса для автомобилей из поликарбоната гарантирована только при правильном расчете всех параметров с учетом типа поликарбоната, наклона навеса, снеговых, ветровых и других нагрузок. Необходимо точно определить длину, сечение и толщину стенки элементов каркаса, расстояние между опорами, стропилами и прогонами.
Оптимальные размеры элементов наиболее популярного каркаса, изготавливаемого из металлической профильной трубы
Элемент каркаса | Сечение или толщина стенки |
Вертикальные опоры | минимально 80х80 мм |
Ригели | 100х100 мм |
Стропила | 40х40 мм |
Прогоны | 40х20 мм |
Толщина стенки | 2–3 мм |
Неразумная экономия в этом вопросе чревата деформацией и даже разрушением всей конструкции под влиянием внешней нагрузки. Но повредить может и перестраховка, так как избыточный вес каркаса создает дополнительную нагрузку на конструкцию и ведет к перерасходу материалов.
Монтаж поликарбоната
Толщина, минимальный радиус изгиба и расположение поликарбоната на каркасе должны соответствовать расчетным нагрузкам, проектному решению и правильной схеме опирания, иначе он разрушится от перенапряжения. По этой же причине не стоит экономить на качестве материала.
При разрезе поликарбоната, сверлении отверстий и монтаже необходимо учитывать зазоры на изменение размеров в зависимости от температурных колебаний (2–4 мм для отверстий и 0,065 мм на каждый метр длины при изменении температуры на один градус), иначе панель выскочит из пазов профиля или покоробится. На свесы по краям навеса оставлять запас в 100–150 мм. Чтобы не допустить раскалывания, место для отверстия выбирать между ребрами жесткости и не менее чем в 40 мм от края.
Крепление лучше начинать со средней части навеса, это позволит более равномерно распределить остальные панели и избежать нестыковок. Следить за тем, чтобы поликарбонат был обращен к солнечному свету той стороной, на которую нанесен специальный защитный слой, препятствующий воздействию УФ-излучения. Для отличия она обозначается специальной маркировкой.
Панели из сотового поликарбоната должны устанавливаться с соблюдением расположения ребер жесткости по направлению ската или изгиба для беспрепятственного испарения конденсата из внутренних каналов. Торцы заклеиваются алюминиевым скотчем или специальной перфолентой и закрываются торцевым профилем. Использование обычного скотча не допускается. В профиле на торце с перфолентой сверлят дренажные отверстия диаметром 2–3 мм с шагом 300–400 мм и оставляют зазор 3–4 мм при надевании.
Поликарбонат к каркасу крепится саморезами или болтами, непременно с металлической шайбой и резиновой прокладкой, но еще лучше для этой задачи подходит термошайба – миниатюрный пластиковый грибок с отверстием для самореза и специальным герметизирующим и теплоизолирующим уплотнительным кольцом. Крепеж затягивают не до конца, чтобы избежать деформации поликарбоната и оставить допуск на свободный ход при изменениях температуры.
Соседние панели соединяются разъемным или неразъемным профилем, крепящимся к каркасу, с учетом температурного зазора в 3–5 мм. При монтаже арочных навесов следует иметь в виду разницу в радиусе изгиба составных частей разъемного профиля и самой панели, вследствие которой между ними возникает расхождение по длине.
Боковой край последней панели закрывают торцевым профилем. Двухскатный навес в верхней точке соединяется коньковым профилем. В местах примыкания к стене соседней постройки применяются пристенные профили.
Для предотвращения деформации поликарбоната в местах контакта с металлом используют термоизолирующую ленту, а для герметизации пазов на стыках – уплотнительную ленту.
После окончания монтажа с панелей обязательно сразу снимают защитную пленку, иначе под воздействием солнечных лучей она сильно пристанет к поликарбонату и ее будет сложно удалить.
После завершения работ на навес можно дополнительно установить водосточную систему.