Обустройство лёгкого навеса под машину – это самый простой и практичный способ защиты личного автомобиля от непогоды и других природных факторов, разрушающе воздействующих на его покрытие (прямые солнечные лучи, например). Существует множество готовых проектов конструкций подобного типа, которые могут отличаться как своей формой и размерами, так используемым при их изготовлении материалом.
В нашей статье рассматривается одно из таких решений, руководствуясь которым вы можете своими силами соорудить навес для машины из поликарбоната. Помимо этого, мы ознакомим вас с порядком выбора исходных материалов и другими особенностями предстоящих работ. В процессе знакомства с этой темой нами будет рассмотрен один из самых распространённых вариантов этой конструкции, предполагающий изготовление навеса из поликарбоната своими руками.
Состав конструкции и выбор материала
В основе типовой навесной конструкции лежит каркас из опорных стоек с закреплённой на нём верхней обвязкой, на которой впоследствии монтируется система из пролётов (ферм) заданной конфигурации. В качестве кровельного материала, применяемого для закрытия ферм сооружения, используются стандартные заготовки поликарбоната. Поскольку защитное строение под машину чаще всего возводится рядом с загородным домом, то его архитектурные формы по стилю должны соответствовать оформлению самого здания и гармонично вписываться в ландшафт приусадебного участка. Причём выбор этих форм во многом определяется типом материала, используемого при изготовлении навеса для автомобиля.
Сделать навес для машины (точнее – его каркас) можно из любого доступного материала, выбор которого определяется вашими предпочтениями и возможностями. При этом вы можете столкнуться со следующими вариантами:
— деревянный навес, изготавливаемый из клеёного (профильного) бруса или бревна. Несмотря на то, что такие конструкции достаточно просты в сборке, осуществляемой без применения специальных инструментов – тем не менее, они не лишены ряда существенных недостатков. Прежде всего, они огнеопасны и требуют надёжной защитной обработки с использованием специальных антисептических и огнестойких составов;
— навес из металлических профилей, каркас и опоры которого изготавливаются из трубных заготовок определённого сечения, придающих готовому сооружению воздушность и лёгкость. Для возведения такого навеса вам потребуется специальное сварное оборудование и определённые навыки работы с ним. В противном случае вам придётся прибегнуть к помощи опытного сварщика;
— навесные сооружения на бетонных, каменных или кирпичных столбах. Такие строения выглядят более массивными, но с другой стороны они не требуют специальной защиты и просты в эксплуатации.
Выбор параметров ферменного каркаса
Самым простым и доступным способом обустройства навеса из поликарбоната является вариант, предполагающий использование односкатного профиля с фиксированным углом наклона. При сборке такой конструкции основное внимание должно уделяться обвязке или мауэрлату, монтируемому поверх опорных столбов, а также системе пролётов (ферм), рассчитываемых с учетом возможных ветровых и снеговых нагрузок. Для односкатного навеса характерен следующий набор параметров, определяющих нагрузочную способность его несущих элементов (опорных столбов и пролётов):
— расстояние межу опорами в метрах;
— угол наклона ската;
— типоразмер заготовок, применяемых для обустройства опор и ферм.
Для рассматриваемого нами случая типовое расстояние между опорными столбами не должно превышать 3-х метров (оптимальный шаг – 1,5-2,0 метра) что позволит вам обойтись без дополнительных опор или подпорок. При этом минимальный угол наклона кровли (с учётом возможных нагрузок) не должен быть менее 25 градусов.
Обратите внимание: Для получения указанного угла можно будет обойтись и совсем без ферм; для этого достаточно обеспечить фиксированную разницу по высоте переднего и заднего опорных рядов примерно в 150 см.
При использовании опор из бревна или профильного бруса их сечение выбирается равным 150х150 или 100х100 мм (радиус бревна – 150-200 мм). В случае изготовления опорных столбов из металлопрофиля, как правило, применяются стальные заготовки с типоразмером 80х80 мм или круглая стальная труба диаметром 100 мм. Рекомендуемые параметры остальных элементов конструкции приводятся ниже:
— сечение профильной трубы, используемой при сборке прогонов – не менее 40х80 мм;
— для мауэрлата это значение должно быть увеличено до 100х100 (150х150 мм);
— для металлической обрешетки подойдёт труба сечением 40х40 мм, а для стропильного основания из древесины – обрезная доска 100х40 мм.
Размеры сооружения
При выборе размеров будущего сооружения из поликарбоната для авто следует исходить как из соображений эргономичности, так и из требований по закрываемой им площади. Так, для автомобиля с типовыми габаритами (5х2,3 метра) оптимально подойдёт навес длиной 6,6 и шириной 3,6 метра. Под таким навесным сооружением вполне комфортно могут размещаться как обычные машины, так и более габаритные микроавтобусы, внедорожники или кроссоверы. Оптимальным размером навеса для 2-х автомобилей, не занимающего лишнего места на приусадебном участке, считается длина 6,3 и ширина 5,9 метра.
Высота будущего сооружения выбирается в зависимости от соответствующего размера автомобиля с поправкой на габариты загруженного вещами верхнего багажника. Слишком низкий навес будет стеснять вас при выходе из машины, а в случае увеличения этого параметра «косые» осадки будут легко попадать под козырёк и на защищаемую площадку. Вот почему наиболее целесообразной считается высота порядка 1,9-2,2 метра.
Важно! Согласно требованиям действующих строительных стандартов типовые размеры навеса под автомобиль среднего класса должны превышать его собственные габариты на один метр – в длину и на два метра – в ширину. При расчёте этих параметров для двух единиц техники следует исходить из суммарной ширины двух машин плюс запас по 1-му метру с каждой из сторон, а также учитывать, что расстояние между ними должно быть не менее 0,8 метра.
Порядок изготовления навеса из поликарбоната
Мы будем исходить из того, что за основу защитного сооружения взята простая металлическая конструкция с односкатным покрытием из поликарбоната.
Подготовительный этап (земляные работы)
После выбора места под будущее строение вам необходимо будет произвести ряд подготовительных операций, а именно:
— составить эскиз с указанием габаритов закрываемой площадки;
— произвести разметку участка, обозначив его границы посредством вбитых по углам колышков, между которыми натягивается бечёвка;
— после этого сначала удаляется верхний слой почвы, а затем вырывается котлован глубиной около 30 см;
— затем по линии разметки через каждые 1,5–2 метра выкапываются приямки для опорных столбов, глубина которых должна составлять 0,7-1,0 метра (точное значение выбирается в зависимости уровня почвенных вод в этой местности и характера грунта);
— на заключительной стадии земляных работ дно подготовленного котлована и приямков тщательно выравнивается. Впоследствии они засыпаются смесью щебня с песком, образуя покрытие толщиной порядка 1 см, которое тщательно утрамбовывается.
Обустройство фундамента
По окончании подготовительных работ переходят к фундаментному основанию под возводимое сооружение, в процессе обустройства которого выполняются следующие операции:
— после утрамбовки подсыпки по контурам котлована собирается опалубка из щитов или хорошо оструганных досок, плотно подогнанных одна к другой;
— в готовой опалубке размещается армирующий каркас, сваренный из металлических прутьев соответствующего сечения (для плитного основания берутся рифленые пруты сечением порядка 8-12 мм, «перевязанные» в ячейки с шагом 10 см);
— опорные столбы под стойки конструкции армируются отдельно. При их подготовке на дно приямков сначала заливается слой бетона толщиной 10-15 см, после чего в них погружаются заранее сваренные арматурные каркасы;
Дополнительная информация: При возведении облегчённой конструкции вы можете обойтись без заливки отдельных опорных столбов, а просто забетонировать погружённые в приямки трубы. При выборе этого варианта основное внимание следует уделить гидроизоляции пяточной части опор, которая в данном случае должна проводиться с особой тщательностью.
— на заключительном этапе по всей площади котлована заливается слой жидкого бетона толщиной не менее 100 мм, который оставляется до полного схватывания.
Примерно через 5-6 дней вы можете перейти непосредственно к сборке навесной конструкции, которая организуется по уже знакомой схеме (смотрите «Навесы из профильной трубы»).