Строительство ангаров

каркас ангараПоследовательность и этапы возведения ангаров

Утеплённые ангары – отличная альтернатива традиционным промышленным зданиям из железобетонных конструкций. Они более мобильны в технологическом плавне, не требуют повышенных финансовых затрат, легко (при необходимости) достраиваются. Применение современных несущих и ограждающих конструкций позволяет размещать в быстровозводимых ангарах склады, гипермаркеты, разнообразные промышленные производства.


^ вернуться к содержанию

Разновидности сооружений ангарного типа

Классификацию наиболее часто применяемых проектов ангаров можно выполнить по следующим пунктам:

  1. По виду перекрытия – различают арочные ангар, ангары с плоской, одно- иди двухскатной крышей.
  2. По типу фундамента ангары могут возводиться на традиционном ленточном или свайном фундаментах.
  3. По материалам ограждающих конструкций стены ангаров строятся с использованием сэндвич-панелей, либо из гофрированной стали.
  4. По способам освещения ангары могут быть с окнами в стенах, в элементах перекрытия, либо освещаться исключительно искусственными источниками света.

Выбор типового проекта ангара (или разработка индивидуального проекта) выполняется в зависимости от конкретных требований заказчика. Например, здания промышленных холодильников выполняются исключительно с использованием термопрочных сэндвич-панелей, а закрытые неотапливаемые эстакады могут обшиваться  стальным профилированным листом.

Стоимость возведения ангаров определяется гидрогеологическими условиями площадки под строительство, объёма помещения и его технологического назначения. В любом случае использование стальных конструкций (вместо железобетонных) ускоряет процесс строительства, и экономит заказчику значительные суммы.

К этому следует добавить, что ангары из металлоконструкций позволяют быстро изменить параметры здания, что часто требуется при существенном изменении основного технологического процесса, либо замене оборудования. Это касается не только промышленных зданий, но и зданий торговых центров.


^ вернуться к содержанию

Подготовка к строительству

Основой для возведения ангара является комплект чертёжно-графической документации, разработка которой начинается с обследования места возведения  будущего ангара. В результате составляются:

  • План расчистки площадки, с целью её выравнивания и, возможно, даже снятия верхнего слоя грунта (дёрна);
  • Производятся необходимые подготовительные работы по обустройству фундамента. При небольших технологических нагрузках (например, если в ангаре не предусматривается монтаж средств надземного транспорта) такой фундамент может быть ленточного типа, в противном случае – столбчатого. Монолитные фундаменты предусматривают редко, в основном при значительном соотношении длины ангара к его ширине (от 4:1 и выше);
  • План работ по подготовке нестандартных элементов ограждающих конструкций: в местах, где впоследствии будут дверные и оконные проёмы, средства приточно-вытяжной вентиляции, противопожарные системы и т.д.;
  • План прокладки внешних инженерных и энергетических коммуникаций, которые необходимы для стабильной работы производства, размещаемого в ангаре.

Для выполнения этих работ привлекаются, как правило, субподрядные организации, с которыми строительная фирма заключает соответствующие договоры. Это позволяет часть работ проводить параллельно, уменьшая в итоге сроки строительства ангара. На этой же стадии выполняется заказ осветительных и вентиляционных систем, систем отопления, ворот, окон и других конструктивных элементов здания.


^ вернуться к содержанию

Выбор конструктивной схемы ангара

Здания быстровозводимых ангаров, сооружаемые по обычным технологиям, могут быть павильонного и арочного типов. Арочные ангары возводятся быстрее, поскольку в этом случае ограждающие конструкции могут одновременно устанавливаться по всему периметру здания. Вместе с тем в арочных ангарах невозможна установка мостовых кранов и кран-балок, поэтому для крупных промышленных производств они не подходят.

схнма ангара

Набор металлоконструкций, из которых возводятся ангары, включает в себя арки, колонны, фермы, жёсткие связи (прогоны). Лучше, если для их изготовления выбраны профили металлопроката, прошедшие предварительную антикоррозионную обработку – цинкование или, в крайнем случае, окрашивание атмосферостойкими порошковыми красками.

Поскольку стальные конструкции обладают большой пространственной жёсткостью, то средне значение их шага может составлять 6, 10 или 12 м (за рубежом известны и пролёты с шагом 15 м). Для строительства используется сертифицированный прокат.

параметры ангара

При возведении ангаров павильонного типа выбор металлоконструкций перекрытия обуславливается следующим:

  • Характером хозяйственных процессов, которые будут производиться в ангаре. При периодическом пребывании там людей это могут быть сплошные кровельные конструкции из ферм, балок и профилированного настила с оборудованным гидро- и теплоизоляционным слоем. При постоянном пребывании людей устраивается комбинированный настил; между листами кровельного покрытия в шахматном порядке устанавливаются многослойные стеклопакеты из ударопрочного стекла, при помощи которых в ангар будет поступать естественное освещение;
  • Температурным режимом внутри ангара. Если внутри должен обеспечиваться постоянный микроклимат по параметрам влажности и температуры, то на перекрытии и в зоне ворот предусматривается монтаж тепловых завес. Ограждающие конструкции обязательно монтируются из термозащитных сэндвич-панелей;
  • Наличием или отсутствием подвальных помещений и антресолей. При их наличии стены ангара усиливаются стальными связями, а длина пролёта уменьшается до величины, кратной 6 м.


^ вернуться к содержанию

Последовательность монтажа

По готовности фундамента приступают к возведению стальных колонн или ограждающих арок. Одновременно производится гофрирование стального листа, который будет использоваться для ограждения неотапливаемых ангаров, или сэндвич-панелей – в противоположном случае. Гофрирование выгоднее выполнять непосредственно на месте установки – это оперативнее и дешевле (тем более, что при постоянных работах подобного рода компания – строитель ангаров всегда располагает собственным профилировочным оборудованием).

Соединение смежных элементов ограждающих конструкций выполняется двумя способами – стыковым соединением (у сэндвич-панелей с этой целью предусматриваются специальные торцевые пазы), либо болтовыми соединениями (сварку применять недопустимо). После этого собранные элементы ограждения поднимаются автокраном и окончательно монтируются уже на высоте. После соединения отдельных арок или колонн прогонами или стальными связями получается чрезвычайно жёсткий в продольном направлении каркас ангара.

Следующим этапом монтажа ангара является установка дверных, оконных проёмов и ворот. Тип ворот определяется интенсивностью логистических процедур: при пропуске в ангар более 5 единиц транспорта в час необходима установка шторных ворот-жалюзи с автоматическим открыванием, при менее интенсивном движении транспорта могут устанавливаться откатные ворота. Самый неудобный вариант – распашные ворота, которые требуют для своего открывания увеличенного пространства. Для изготовления ворот неотапливаемых ангаров применяют гофрированную сталь, а для отапливаемых ангаров каркас ворот обшивается теплозащитными сэндвич-панелями.  Обустройство ворот в боковых стенах снижает жёсткость каркаса, что следует помнить при расстановке технологического оборудовании и других элементов внутренней планировки ангара (для складов, например,  это — стеллажи).

На заключительном этапе выполняются работы по утеплению ангара. Наиболее прогрессивным способом утепления стыков в металлоконструкциях считается применение базальтовой/каменной ваты или утепление пенополистиролом. Следует отметить, что в последнем случае следует уделять повышенное внимание пожарной безопасности ангара. Дело в том, что пенополистирол, хотя и не горит, но при повышенных свыше 1500С температурах издаёт неприятный запах. В таком ангаре обязательно устанавливаются датчики задымления.

В ряде случаев, по особому требованию заказчика в ангарах монтируются внутренние перегородки, и производится настилка полов.